zagolovok.gif (4225 bytes)

Крым –2002.
Автор: Минченко Сергей sura@ic.kharkov.ua

Пещерные города.
Тот кто бывал в Крыму, а таких найдется не один миллион человек, довольно хорошо знают такие его достопримечательности, как Ласточкино гнездо в Ялте, Медведь гору под Гурзуфом, Генуэзскую крепость под Судаком. Все это побережье Крыма или попросту ЮБК (Южный берег Крыма). Совсем недалеко от ЮБК в относительно небольших Крымских горах расположен ещё целый ряд весьма примечательных мест до которых добираются лишь тысячи туристов, а в отдельные места горного Крыма- единицы. Вот о таких местах я и попытаюсь рассказать в своем очередном рассказе. Хотелось бы сразу заметить, что те для кого таинственные названия Эски – Кермен, Мангуп – Кале, гора Орлиный Залет, а также Большой и Малый Каньоны Крыма стали давно родными и близкими, может просто на просто не читать мое описание, ну а для новичков или для тех, кто помимо технических описаний, ждет передачи эмоций – запаситесь терпением дочитать его до конца, надеюсь, мы проведем вместе несколько приятных минут.

І.Эски-Кермен.

В нашем коллективе уже относительно давно сложилась традиция каждые майские праздники отправляться в Крым и эта поездка получила с легкой руки Натальи Терлецкой звучное название «Здравствуй лето!». В прошлом году наш поход назывался «Все каньоны Крыма». В этом же году после относительно недолгих раздумий мы направили свои стопы по пещерным городам Крыма. Надо сразу же отметить, что название «пещерные города» весьма условно и походит оно от большого количества пещер расположенных в этих городах и довольно хорошо сохранившихся. Сохранившихся настолько хорошо, что некоторые из них и в настоящее время используются по прямому предназначению, то есть для жилья, но об этом чуть позже. Правительство Украины в этом году подарило нам почти десять дней выходных и праздничных подряд, которые мы решили использовать с максимальной пользой для нашего дела. Как всегда в последнюю пятницу апреля мы загрузились в поезд и с открытой бутылкой водки я замер над кружками, ибо стаканы брать в поход не полагается. Поезд дернулся, вместе с ним дернулась моя рука и благословенная огненная вода полилась в тару. У каждой туристической группы есть свой первый тост, который пьется первым всегда независимо от состояния погоды, времени суток и множества других причин существенных и несущественных для группы отдыхающих. Исторически сложилось так, что первый тост в нашем коллективе произносится – «За отрыв!». За отрыв от всего – бытовых проблем, неурядиц на работе и вообще от всего того, что составляет нашу жизнь. С момента первого перестука вагонных колес мы не горожане и вообще начинаем абсолютно автономную жизнь своим мирком, в который на этот раз попали 14 человек, включая четверых детей в возрасте от 4-х до 16-ти лет.
По опыту прошлого года, когда с нас затребовали больше 200 гривен за доставку к Черноречью – мы не собирались пользоваться услугами частных извозчиков, но в этот раз они были гораздо скромнее в своих запросах и усевшись на «Газель» мы уже к восьми утра были возле Эски-Кермена. Надо отметить, что за те 7 лет которые я не был в этих местах сильно он не изменился, разве что побродить по его окрестностям в настоящее время можно не бесплатно. Несмотря на ранний час к нам уже подбежал юркий паренёк из местных с миниатюрным кассовым аппаратом и за сходную цену – 14 грн. с группы (чуть больше 2-х долларов) мы беспрепятственно излазили вдоль и поперек этот первый на нашем пути пещерный город. Меня особенно впечатлил осадный колодец, с которого открывался чудный вид на долину, а внутри было таинственно и довольно-таки интересно. Дальше было как всегда- щенячий восторг от наиболее впечатляющих мест, традиционное фотографирование на фоне пещер и иных развалин и подвязывание на память кусочка тряпочки на дереве встреч. Не расписываю дальше красот Эски-Кермена – приезжайте и восхититесь сами красотами Крыма, тем более, что несмотря на то, что его посещение платное – это ни в какие рамки не идет с облегчением кошелька, который нам пришлось пережить в прошлом году на Соловецких островах. Все гораздо приятнее и дешевле.

II.Мангуп-Кале.

После Эски-Кермена мы направили свои стопы на Мангуп-Кале. Переход длился совсем недолго и уже через пару часов мы подошли к подножию Мангуп-Кале. Боже мой какой чудный лагерь был там в 1994 году во время первого моего посещения этого славного места. Представители Польши, Чехии, России и, естественно, Украины были счастливы дышать горным воздухом Крыма, деревеньки Хаджи-Сола, которая сейчас есть на любой карте Крыма – в то время не было и в помине. Переночевав под пьяненькие песни соседствовавших с нами рокеров – ребят неопределённого возраста на невообразимой технике – от весьма известной «Явы», до богом забытого мотороллера «Тула», мы утром следующего дня начали восхождение на Мангуп. Немного попотели и уже к 11.00 были у остатков крепостной стены опоясывавшей некогда столицу княжества Феодоро. С какой стороны на Мангуп не идти все равно прешься на гору и тем более меня всегда поражал тот факт, что на самой горе бьет два довольно мощных родника – мужской и женский, причем эти родники не пересыхают даже в самый засушливый год. Вот на одном из этих родников мы и решили подзаправиться водой. Там и произошел довольно курьезный случай, освещению которого мне и хотелось бы уделить несколько строк.
Оставив рюкзаки у одной из пещер под охраной Валентина мы дружною гурьбой рванули к роднику и застали там группку туристов как-то стесненно жавшихся в сторонке. Причиной тому были два существа раскачивающихся примерно как тибетские далай- ламы и так же бормотавших что-то на понятном только им языке. Эти два существа ( людьми их не называю умышленно) вдоволь поплескались под струей воды и стали восхвалять этот родник когда прибежал ещё один их товарищ и по-собачьи задом забравшись под струю опять-таки начал завывать какую-то непонятную молитву. Наконец он выбрался из под воды и взобравшись на пригорок стал стряхивать с себя воду ну точно шелудивый пес. Одеты существа были кто во что горазд, были босы и несмотря на принимаемые водные ванны - грязны. Ребята, стоявшие рядом с нами сказали, что вечером эти аборигены хотели спереть у них котелок, но убедившись что в котелке была только вода бросили его по пути. Лично мне решительно надоела вся эта катавасия и я пошел к роднику краем глаза увидев, что к нам приближается ещё одно существо на сей раз женского пола. Со словами «Погоди, родная!» я легонько отодвинул её плечиком и услышал сзади предостерегающие крики. Разворачиваюсь и вижу, что все кричат «Не трогай её! Ребенок! У неё ребенок!». К лохмотьям этой современной неодерталки крест накрест был привязан младенец месяцев семи-восьми от роду. Поток слов, который низвергла на нас эта дама, позволил нам сделать вывод, что существа в совершенстве владеют только одним языком – матерным. Все эти современные аборигены были либо пьяны, либо находились под действием наркотиков, а юная мамаша ещё долго, взобравшись на горку, вспоминала мою маму и фантазировала насчет её сексуальных отношений с ней. Каково же было мое удивление когда в передаче «N-нный километр», выходящей на почитаемом мною телеканале «Интер» я увидел моих старых знакомцев. Бог мой какую только ерунду не придумают журналюги. Что дескать эти бездельники сыны солнца, и живут они по законам индейского племени и что ребенок возник от большой любви. Показали и юную деву, которую ради такого дела приодели более чистый кусок тряпки и про которую сама журналистка высказалась, что с этой женщиной говорить нелегко и посетовала- «Ну что поделаешь – дитя гор!». Я не против, чтобы телевидение показывало исторически значимые и просто красивые места Крыма и не только Крыма, но, господа журналисты совесть у вас есть. Из дерьма конфетку не сделаешь и те кто побывал на Мангупе подтвердят – бездельники эти люди и тунеядцы, а святого в них ни на грош не имеется. Ну да бог с ними – пусть живут как хотят, но все же знайте, если хотите заночевать на Мангупе – будьте бдительны, иначе по утру обязательно чего-нибудь не досчитаетесь.
На посещение Мангупа у нас было отведено три часа времени и поскольку я уже не единожды бывал в этих местах, то добровольно вызвался охранять рюкзаки, в то время как все остальные члены нашего коллектива начали усердно рыскать по горе. Вдоволь набегавшись мы начали спуск. По пути заглянули в пещерную церковь, на стенах которой недоразвитые вандалы оставили ну очень долгую память о своем пребывании в виде надписей «Тёма», «Вася» и иных, не поражающих содержанием, но здорово портящих стены святого места.
Спуск занял не слишком много времени и мы привычно блуканув под моим предводительством в конце концов выбрались на нужную тропу. Все порядком подустали, но почти полное отсутствие воды и близость заката солнца толкали меня, а за мной и всю группу вперед. Мест под стоянку категорически не наблюдалось и я уже начал слегка психовать, как вдруг за одним из поворотов открылась чудесная ровная поляна с оборудованным навесом и столом. Рванули туда и вместе с Сашкой Гончаренко, едва сбросив рюкзаки, побежали в овраг искать воду. На карте был обозначен родник, а на деле я взвыл от разочарования, увидев только груду прелых листьев и никаких признаков воды. Пробежались вверх по оврагу – воды нет. Влезли на площадку, куда уже подтянулись остатки группы и собрав все баклажки опять-таки вдвоем рванули искать воду. Леса Крыма надолго запомнят мой радостный вопль, когда буквально в 50-ти метрах от того места куда мы первоначально спустились, мы все-таки нашли воду. Трудно описать мою радость от этого казалось бы малозначительного события. Только люди бывалые меня поймут, что поиск воды в вечернем лесу дело малоприятное. Три года назад двое наших товарищей, кстати, одним из которых и был Саша Гончаренко, часа три рыскали в поисках воды и вернулись уже далеко затемно. Так или иначе, но нам на этот раз повезло и быстренько сварганив ужин мы при свете фонарика поели и улеглись спать. Кстати отдельное спасибо за фонарик моему очередному куму Сан Санычу Лукашову – фонарик из разряда недешевых – очень маленький и очень мощный. В нём стоят какие-то три очень дорогие лампочки и он может светить без устали то ли 40, то ли 60 часов. Забегая наперед скажу, что я не очень то кривя душой сказал Сан Санычу, что проблему поиска мне подарка к скорому моему Дню Рождения он уже решил.
Догадайтесь с трех раз, что он мне подарил на День Рождения? Правильно – фонарик!
Наше пробуждение следующим утром сопровождалось разудалым птичьим пением и отличной погодой, установившейся в то время в Крыму.
Следующим пунктом нашей программы было Богатое Ущелье, к которому мы и подошли часам к двум дня. Необходимо отметить, что Богатое Ущелье место ничем не примечательное, но имеющее в наличие три основных компонента крайне необходимых любой туристской группе, а именно – воду, дрова и ровную площадку для ночлега. Не видя перед собой ничего достойного внимания отдельные несознательные члены группы решили немного побунтовать и стали уговаривать меня идти дальше. Я не знал будет ли дальше вода, а доверять карте, которая нас уже не раз подвела в этот поход, больше не хотел. Да и по моим прикидкам идти до воды нам надо было не менее трех часов. Короче говоря попытку поднять бунт на корабле я подавил своим авторитетом руководителя похода и народу уже ничего не оставалось делать, как ставить палатки. Вечером выпили за коллектив и дружбу и волнения улеглись.

III. Орлиный Залет.

Утром следующего дня я честно предупредил сотоварищей, что далее дороги я не знаю, придется идти по карте и что конечная цель нашего маршрута гора Орлиный Залет, где должна состоятся радостная и бурная встреча с другой харьковской группой, о которой мы договорились заранее. Взобравшись на гору Ирита мы впервые за поход натолкнулись на знаменитые горные крымские пионы. Фотографировали их и так, и эдак, в общем восхищались ими на полную катушку. А далее как всегда подвела карта. Именно карта, а не наше умение ориентироваться по ней. Дороги и тропы, нанесенные на ней соответствовали действительности лишь отчасти и в результате мы отклонились от верного курса и оказались на Ай-Димитрии, на который в принципе должны были попасть не раньше чем через два дня. Вся беда еще и в том, что добравшись до него мы значительно потеряли высоту и нам вновь пришлось карабкаться в гору.
Ещё раз о вреде карт, вернее их составителей. Добравшись до развилки и приняв её за обозначенную на карте мы лихо довернули вправо и минут через десять уперлись в никуда. Плюнув на все тропки-дорожки я повел народ по компасу и это оказалось верное решение. Довольно быстро мы отыскали нужную нам дорогу, но в виду наших блужданий опять оказались во временном цейтноте. Попав, как нам казалось на самую высокую точку горы мы увидели, что дорожка начинает спуск и не решили идти дальше, тем более, что рядом оказалась прекрасная полянка, на которой мы и решили бросить свои кости.
Первого мая мы надули шары, прикрепили их на палатку Лукашова и стали ждать его торжественного выхода в люди так, как ему стукнуло в тот день 42 года. Едва солнечные лучи осветили место нашей стоянки раздалось невнятное бормотание и из палатки вынырнула его помятая физиономия. Сказав все причитающиеся в данном случае слова, я наконец-то избавился от банки пива, которую мужественно таскал на своих плечах все эти дни в качестве подарка.
После этого я решил немного разведать окрестности и буквально в десяти минутах хода обнаружил таки группу харьковчан во главе с моим старым знакомым Валерием Алексеевичем Жовдак – именно тем человеком, который в 1994 году по сути дела и привел меня в туризм и которому за это я до кончиков ногтей за это благодарен.
Состоялась трогательная встреча и после этого я вернулся с радостной вестью к своим. Мы быстро собрались и перешли к месту стоянки другой группы. Там в честь именинника была исполнена авторская песня под гитару и мы решили налегке пробежаться до Большого Каньона Крыма, тем более что и группа В.А. шла туда.
Пробежка до Большого Каньона – это примерно 20 км в одну сторону. Мы с кумом Валентином дошли только до приятного водопада Серебряный и совершили там ритуальное омовение. Имея на своей шее двух детей – 4-х и 8-ми лет отроду мы не решились бегать как горные козлы ещё полдня и вернулись обратно. На Орлином Залете жизнь кипела вовсю. во время нашего отсутствия набежало очень много бродячего люду и мы в душе были счастливы, что прибыли туда раньше всех и заняли самые козырные места прямо над обрывом.
Нашему присутствию особенно огорчилась севастопольская группа, которая ежегодно собирается на Орлином Залете 1 мая каждого года по их словам повыть на Луну (об этом после). Вечером был приготовлен шикарный ужин в честь именинника, который скорее по незнанию, чем по доброте душевной дотащил таки на Орлиный Залет по бутылке коньяка и вина и невиданное кушанье в горном походе – красную икру со сливочным маслом.
В 7 вечера притащилась остальная часть группы и мы уселись пиршествовать. За неимением гитарастов (я не опечатался – это у нас так гитаристов обзывают) орали песни просто так. В результате присутствия приподнятого настроения мы напрочь забили все приютившиеся рядом группы, а в отряде появилась новая отрядная песня. Ради соблюдения исторической правды привожу её текст, благо он короткий.
Итак – песня коровы Мурки из деревни Простоквашино, впервые с большим успехом исполненная на КВН, так что на авторство мы не претендуем.
КА БЫ КА БЫ КА БЫ КА
КА БЫ КА БЫ КА БЫ
КА БЫ КА БЫ КАБЫ КА
ЭХ, БЫКА, БЫКА БЫ!
В общем повеселились вволю. Ночью севастопольская бригада действительно пришла на обрыв выть на Луну, но то ли они были не в голосе, то ли я крепко спал, что судить об их вокальных способностях мог только по рассказам некоторых членов нашего коллектива. В общем их вытье по нашему мнению заслужило оценку- «не очень» - вяло как-то, без надрыва в душе, хотя надо взять на вооружение – думаю, что раз в году повыть на Луну все-таки стоит.

IV.Малый Каньон.

Утром следующего дня я безуспешно пытался поднять наш коллектив на смытие всех грехов , накопившихся за год, так как по редкой случайности на второе мая припал – «чистый четверг». Добудиться соплеменников мне не удалось и схватив видеокамеру я решил снять рассвет в горах – зрелище завораживающее!
Не приняв во внимание, что омовение необходимо совершать до восхода солнца сотоварищи двинулись поутру к весьма красивому гроту, в котором был родник с водой и совершили омовение кто по пояс, а самые старательные и пониже. Собрались и двинулись в путь. Дошли опять до Ай-Димитрия и решили осмотреть Малый Каньон не снизу как ранее предполагалось, а сверху. Сказано – сделано. Оставив на хозяйстве Сан Саныча с ребятней, дружно двинулись вниз по каньону. Место приятное во всех отношениях – и посмотреть есть на что, и не утомительно. Добрались до довольно крутого спуска и как предводитель я был вынужден принять решение, что с детьми туда соваться не стоит. Вернулся обратно и с Валиком решил принять горную ванну, которая оказалась просто ледяной ванной. На самом выходе из каньона – небольшой резервуар с водой – вода не просто холодная, а очень холодная и даже потом на солнце мы ещё долго приходили в себя после ледяной купели.
Вечером, едва уселись за ужин, приехал лесник у которого мы давеча покупали молочко и принялся качать права. Мне это не очень понравилось и я остановил его словесный поток двумя словами: « Мужик! Мы все понимаем! Огласите Ваши требования.» Все требования свелись к уплате штрафа в 17 грн., что мы и сделали, продолжив свой пир дальше. При уплате штрафа я все же с обидой напомнил леснику, что ровно год назад не далее, чем в полукилометре отсюда наша группа героически предотвратила возгорание лесного пожара и что нам за этот самоотверженный поступок даже медалей «За отвагу на пожаре» не дали, а теперь ещё и деньги содрали, на что лесник посетовал, что мало осталось таких добрых, отзывчивых и приятных людей как мы – забрал деньги и отбыл восвояси.

V.Ласпи и Севастополь.

На следующий день мы в темпе спустились в Байдарскую долину и мой гениальный план, что едва мы дойдем до ближайшего села, как на нас накинутся местные перевозчик оправдался почти полностью. Местный на «Рафике» действительно накинулся на нас, однако до этого светлого момента прошло больше часа.
Сговорившись о цене мы двинули в бухту Ласпи, о которой я насвистел своему коллективу, прежде там в своем большинстве не бывавшему, довольно много и которая по моим словам, была чуть ли не земным раем.
Три года я не был в этом чудном месте и прибыв туда обнаружил целую кучу изменений. Этот последний кусочек дикой природы на ЮБК постепенно обрастает строениями, что в общем-то не радует глаз, хотя впрочем это неизбежно – уж слишком лакомный кусочек Крыма представляет собой бухта Ласпи.
Утром следующего дня большинство не удержавшись полезло в море – не удержался и я. Первый раз за все время наших майских походов в Крым вода оставила приятное впечатление. В ней можно было даже вальяжно поплавать, чего в прошлые годы не наблюдалось по причине слабого прогрева воды.
На том же «рафике» добрались до Севастополя и решили заглянуть в военно-морской музей. Чтобы было интереснее оплатили экскурсовода – это было роковой ошибкой. Экскурсоводом оказался отставной полковник довольно бестолково и косоязычно пытавшийся нам рассказать о городе-герое. Вся его речь была написана по-видимому товарищем Мехлисом в 1937 году и с той поры не подвергалась никаким изменениям. В общем мы так и не смогли дослушать маразматические сентенции отставного вояки и потихоньку сбежали от него.
Быстренько заглянули на Графскую пристань, пробежались по улицам города, где Лидия Алексеевна умудрилась не только купить пасхи, но даже мимоходом освятить их в церкви на Большой Морской улице, о чем с гордостью вспоминает до сих пор.
Дальше все было банально – поезд, легкая усталость от похода и куча разговоров о будущих походах.
Спешу завершить свой очередной опус по весьма простой причине – через два дня опять едем в Карелию.
Так что ждите новых впечатлений – я обязательно поделюсь ими со всеми. .

P.S.  БУДУ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЕН ЗА БОЛЕЕ СВЕЖУЮ ИНФОРМАЦИЮ О РЕКЕ. РАЗМЕЩУ С СОХРАНЕНИЕМ ВСЕХ АВТОРСКИХ ПРАВ И ССЫЛКОЙ НА АВТОРА.