zagolovok.gif (4225 bytes)

pfoto.gif (5628 bytes)




????????????? ?????? VVV.RU

Межень

Маршрут: р.Протва от г.Верея до г.Боровск

Сроки: 25-27 июля 2003 г.

Топографическая карта (149 кб)

Другие отчеты разных лет:
http://turist-vodnik.narod.ru/protwa-issma.html
http://a-lapin.narod.ru/Protva.htm
http://www.skitalets.ru/books/100mar/protva.htm


Состав:

1.Щука-3 (Жираф, Ленчик)
2.Щука-3 (Медведь, Маша)
3.Щука-2 (Бородач)


Стадия Ноль

Как можно заметить в тексте на скиталец.ру, Протва признана рекой неинтересной. Нас это почему-то не остановило. Ибо, неинтересная она может быть и неинтересная, но не ехать же искать интересностей за тридевять земель на обычные выходные. А уж понеинтереснее Москва-реки еще и поискать надо.

Прикидываем маршрут, получается что нашими темпами два дня - это полный притык. Плюс - незнакомая река. Решаем идти в облегченном составе, без детей и кошек. К тому же знатные моряки Бубены и Сенсей с Ириком уезжают в порт семи морей Обнинск на празднование дня ВМФ. Остаемся Горские, Проворские и ваш покорный слуга. Выходить решаем днем в пятницу, дабы а). выйти пораньше, б). смотаться из жаркого города, ловя спиной завистливые взгляды потеющих сотрудников.

Бородач во всемирной компьютерной сети Интернет находит карту-километровку района маршрута и распечатывает ее. Не угадав с разрешением, он получил на выходе из плоттера мега-карту реальным масштабом 1:50000. Не важно, что детализация на оной как на километровке, главное - мега-карта выглядит весьма внушительно и наполняет наши сердца уверенностью в прохождении этого сложнейшего маршрута.

День Раз

Незанятая на работе Мария за три дня до пятницы купила билеты, что оказалось весьма кстати, ибо в день отъезда ни на один рейс до Вереи билетов уже не было. Собирались на автостанции Тушино в 4 часа пополудни. Собрались где-то к пол-пятому. Жара, пыль, басы туда-сюда дымят, люди толкаются, собаки бродячие бродят. Вся Москва разрушена, осталось только Тушино.

Последними подруливают Горы, производим пополнение стратегических запасов, грузимся в автобус. Поехали. Пятница, ближе к вечеру. Из Москвы. Летом. В общем, пробки были постоянно, до Одинцова, но пивная сумочка помогала нам скрашивать тяжкие будни. Еще немного развлек некислый такой пожар (с черным дымом и оранжевым пламенем) какого-то хозяйственного строения в районе НИИ Сельского Хозяйства. Далее пробки рассосались, пива мы, обратно, насосались (нас могут читать дети, посему в воспитательных целях один эпизод с пивом придется опустить) и в приподнятом настроении докатили до Вереи. Прямо перед мостом через Протву водитель притормозил и мы весело попрыгали из автобуса. Стапель быстр - в 9 вечера мы на воде.

Идем два часа, любуясь закатными красотами прибрежных монастырей (1 шт.), продираясь через шкуродерки (неск. шт.), даже теряя русло (1 раз). Речка заросшая, кругом кувшинии, камыши и прочая растительность. Забурившись в какую-то протоку с интересом наблюдали ее постепенное сужение до ширины байдарки. Я шел первым, запнулся на какой-то развилке, получил в корму от Провора, уехал в траву, а этот гад прошел мимо. А за ними и Горы прошли. Мимо. А я так и сидел в траве, пока с трудом не вылез. Оне, конечно, добрые, но и клювом щелкать не надо. За монастырем минуем автомобильный мост, потом огни деревни Загряжское.

Встали на ночевку часов в 11, на пойме. Ночь была чрезвычайно теплая, купались, пили водку, смотрели на небо и радовались жизни.

День Два

Поднялись в пол-девятого, на воду встали в 11. Сегодня нам идти много, посему купаемся и отдыхаем редко. Сразу за мостом шоссе Верея-Боровск набираем воду в предположительно артезианской скважине, идем мимо купающихся детей из пионерлагеря ("Ух ты, гляди - лодка! Ой, еще одна! И еще! У них, наверное, соревнования..."), минуя их заградительные сетки. Берега просто усыпаны поджарыми и не очень телами отдыхающего народа. Отовсюду несутся так любимые народом напевы исполнителей городского шансона. У дер.Афанасьево - легкий переволок через скульптурно-полифункциональную композицию "Железобетон XX века: от труб к плитам". Сразу за оным (на броде) причаливаем к берегу, закупаемся стратегическими запасами жидкого топлива. Несколько ниже - весьма нечастое зрелище в Подмосковье - выход скальных пород на уступе первой террасы. По виду - известняки. Рядом журчит ручей-водопад и (внимание!) растут лилии. А то все кувшинки да кувшинки. Разгорается небольшой спор, пахнут ли лилии. Несмотря на схожесть строения носов мнения разделяются. Женщины утверждают, что нет, грубые бесчуственные мужчины описывают друг другу аромат. И так бывает.

Далее путь пролегает вдоль обильных деревень-тире-дачных поселков, с периодическими перекидываниями парой-тройкой незлобивых слов с отдыхающими. Последних особенно много на пляжике незадолго до моста у дер.Ивково. Часам к пяти подходим к дер.Новая Слобода (на карте - Набережная Слобода), от которой начинается мега-меандр Протвы в направлении Вышгорода. Места здесь очень живописные, берега высокие, течение быстрое, иногда нечто вроде шиверы образуется.

Проходим за час с лишним мега-меандр, идем дальше. Минуем мост магистрали Вышгород-Дуброво, вскорости открывается панорама собственно села Дуброво с кирпичной церковью на высоченном берегу. Река резко поворачивает на запад, огибая весьма интересную гряду высотой около двадцати метров и шириной метров двадцать же. Закрались мысли об искусственном ея происхождении. (Поиск и Интернете ничего не дает - пусть сие предположение останется на моей совести, тем более, что село было известно еще в XIV веке). Чуть позже справа в Протву впадает река Руть, после чего overall southward direction Протвы сменяется самым что ни на есть eastward.

Наметив еще с утра данный поворот и устье Рути, как середину маршрута, начинаем размышлять на тему стоянки. Но сперва по обеим берегам идут деревни (опять вид на с.Дуброво с кирпичной церковью на высоченном берегу), потом дома отдыха/турбазы, потом левый берег (на полпути Дуброво-Ефаново) представляет собой один сплошной пикник автолюбителей-выпивателей. Мы люди мирные, никого без причины ногами не бьем, посему шумное соседство (если вы думаете, что репертуар автомагнитол изменился в течение дня - вы ошибаетесь) не любим, идем далее. Наконец, непосредственно перед д.Ефаново находим стояночку на левом берегу. Встаем. Судя по количеству купальщиков, прошедших за время ночевки мимо нас - мы встали на любимейшее купальное место местных аборигенов. Причем умудрились сделать это в редкие минуты межкупалья, когда местность была свободной. Несмотря на опасения отдельных товарищей, ива горела хорошо. Правда, намахавшись за день веслами, купаться по-ночному мы уже не полезли.

День Три

Наутро, сделав и сожрав шашлык из курицы, встали на воду. Было 11 утра. Вскоре вышли к с.Ревякино, прошли под автомостом, протиснулись под сооружением, подобному вчерашнему у дер.Афанасьево, невдалеке от сооружения в обнаруженном магазине пополнили запасы протокрови - и в путь. Через полчаса справа прошли некий моледежно-палаточный лагерь с огромным флагом Великобритании. Обитатели оного выглядели вполне по-русски, да и разговаривали опять-таки на одном из местных наречий.

Далее взглянули на мега-карту и увидели, что на этом участке река играет роль границы между двумя братскими областями. Заинтересовались визовым режимом. Решив, что без паспортов визы все равно бесполезны - продолжили движение. Через полчаса из-за поворота открылся вид на с.Беницы, уже давно знакомое двум участникам похода (Проворову и мне) по геодезической практике. Дальше идти по знакомым местам было уже интереснее. Еще через минут сорок подошли к Сатино. Культура студентов географического факультета МГУ слышна издалека: при всем моем прохладном отношении к его творчеству, Аксель Роуз куда как симпатичнее Михаила Круга и Катилель вместе взятых с Филиппом Киркоровым. Пройдя вызывающий слезы на глазах и жжение в желудке подвесной мост, чалимся к доскам у футбольного поля. Студенты географы с интересом смотрят на дядек, выпивающих водку и произносящих тосты за Сатино, но от предложенной опять же водки почему-то отказываются. Может, не тем предлагали?

Короткий заход в магазин с целью попытки обменять грязные зеленые бумажки (которые оказались в моем кошельке по недоразумению) на нормальные деньги успеха не приносит. Идем дальше. Сразу за впадением левого притока Исьмы образуется препятствие в виде веселой компании из 'надцати человек, перегораживающая реку в режиме "цепочка". С шутками и прибаутками минуем и их. Проходим села Ивановское, Совьяки (небольшая остановка в ответ на предложение водки с берега. таскание за байдаркой тела проникшегося к нам неимоверной симпатией полубечуственного тела молодого отца. отвоз оного на берег), Красное. Периодическое купание. Ленивая гребля. Вдалеке образуется город Боровск. В пол-пятого антистапель на пляже гор.Боровска. Сборы, небольшой перекус. Путь наверх, к центральной площади и автостанции занимает около 6 с половиной минут. В шесть часов ПАЗик уносит нас в направлении ст.Балабаново. Упустив одну электричку, но обменяв доллары, закупаемся пивом и едем домой. На Киевском вокзале столицы мы в 21:00. Выходные удались.

Резюме:

Из плюсов Протвы можно однозначно выделить весьма красивые берега, оную реку окружающие и небольшое количество препятствий.

Минусов больше: неслабая населенка большей частью дачного типа. То есть по весне идти может и ничего, но летом чутвуешь себя служащим пляжного хозяйства. Да и с местом для ночевки сложности могут возникнуть.

Ну и разумеется: межень. Мелей до неприличия много - в первый день встречались чуть ли не каждый час, каждая вторая требовала проводки с вылезанием из байды. И это на плоскодонной Щуке!

В общем, река интересная и на другие непохожая. Не знаю, захотим ли идти во второй раз, но первый раз был пройден не зря.

Михаил Черный aka Бородач
Писано для сайтов Вольный Странник и Любовь моя - байдарка.
Копирование на другие сайты допускается при условии согласования с автором (bandy|собака|alldynamo.ru).

P.S.  БУДУ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЕН ЗА БОЛЕЕ СВЕЖУЮ ИНФОРМАЦИЮ О РЕКЕ. РАЗМЕЩУ С СОХРАНЕНИЕМ ВСЕХ АВТОРСКИХ ПРАВ И ССЫЛКОЙ НА АВТОРА.
                                                               Пишите:    DMITRY PROVOROV

 

 

Сайт управляется системой uCoz