Маршрут: река. Воря (Смоленская обл.) – р. Угра (Калужская обл.)
Сроки (с дорогой): 28.04.2005 – 02.05.2005
Топографическая карта (293 кб)
Состав участников:
Экипаж Жирафа на Щуке-3: Жираф (он же Проворов, он же Провор), Ленчик (она же Ивашкова)
Экипаж Хомы на Шуке-3: Хома (он же Бубнов, он же Бубен, он же Алексей Юрьевич), Ежик (она же Светик),
Экипаж СенСея на Щуке-3: СенСей (он же Серега,) Серега (он же Немерзнущий)
Экипаж на Щуке-2: Товарищ Женя (он же Убежавший)
Экипаж Игоря на Щуке-3: Игорь & Татьяна
Экипаж Антифобии на Щуке-3: Давид & Антифобия (она же Буртман, она же Маша)
 
С приближением весны все чаще и чаще стали задумываться о маршруте на майские праздники. Учитывая, что наше горячее любимое наше правительство существенно ограничило нас в праздничных днях, маршрут искался по следующим параметрам: не далеко, легка заброска – выброска, не большая протяженность маршрута и т.д. и т.п. Из просмотренных мной вариантов на всенародное обсуждение было выдвинуто два маршрута: река Воря – река Угра (Смоленская – Калужская области) и река Пра (Рязанская область). И даже из этих двух вариантов предпочтение отдавал р. Воря, в чем я смог убедить всех остальных (и как в последствии оказалось никто не пожалел об этом).
Маршрут выбран, осталось определиться с количеством участников нашего выхода, вот тут-то и начались различные коллизии. Медведь-Шатун, оправдывая свое прозвище, метался в сомнениях почти два месяца: то иду, то не иду, то опять иду… и так бесконечно…. Ну как итог махнул на все рукой и стал собираться на дачу….,но и ту в последний момент променял на экзотическую поездку в Индию. Ну, воистину ШАТУН. Бородач намылился с группой единомышленников на покорение очередной Вершины, ну хобби у него новое, уже весь год распланировал, все выходные забронировал…
Мы с ХОмой решили: все равно пойдем хоть на двух байдах. Но ближе к выходу народ начал просыпаться и слезно просит взять их с собой, и как итог за 2 недели до выхода нас набралось аж - 9 человек на 5 байдарках. ХОма занялся раскладкой, Провор обеспечением транспорта. На необъятных просторах Интернета нашлись телефоны такси в городе Гагарин (Смоленской области):
ЭКСПРЕСС-ТАКСИ
(08135) 3-21-21, 4-21-21
8 (910) 710-21-21, 8(903)698-21-21
НОВОЕ ТАКСИ
(08135) 3-58-58,
8 (905) 698-98-89, 8(910)719-72-71
круглосуточно
Через компанию НОВОЕ ТАКСИ удалось договориться на тентованную Газель, которую подадут прямо к электричке.
Ну, вот вроде все в порядке, раскладка готова и все экипажи уже озадачены приобретением должного количества провианта, с транспортом полная договоренность. И в этот момент приходит новая информация – проснулась Антифобия (за 4 дня до выхода) носится по Москве, покупает байдарку, занимает недостающее снаряжение. И так нас уже 11 человек и 6 байдарок.
Дата выхода определена 28.04.2005 года, время встречи назначено 18.30 Белорусский вокзал у пригородных касс.
Отъезд или Белорусский вокзал в «развалинах».
Техника: Москва, Белорусский вокзал – электричка Москва – Вязьма - ст. Гагарин – машина Газель (тентованная) - мост у п. Булгаково Темкинского района Смоленской области.
Сроки: 28.04 19:14 - 29.04 00:45
День отъезда, все оказались очень пунктуальны, и никто не опоздал, а некоторые, запуганные СенСеем, даже прибыли на вокзал намного раньше. Далее народ пошел косяком Татьяна, Ленчик с Жирафом, ХОма с Ежиком, Маша с Давидом и последним подтянулся Игорь, который оказался самым пунктуальным, пришел ровно в 18:30 как и было сказано. Вокзал в этот вечер представлял собой просто БОЛЬШУЮ СТРОЙПЛОЩАДКУ, весь в строительных лесах, куча рабочих, стук отбойных молотков, визг фрезерных пил и шлифовальных машин. Всюду грязь и строительная пыль... Ведутся авральные работы по восстановлению должного облика вокзала к празднику – 60-летию Победы. Поглотав немного строительной пыли, закупившись пивом и водой в дорогу в 19.00, выдвигаемся на платформу к электричке, благо она уже подана на перрон и гостеприимно распахнула свои двери. Неспешно грузимся и ждем отправления. Народу в электричке на удивление мало, как мы заблуждались... В 19:15 электричка начала свой разбег, ежеминутно удаляя нас от столицы, загружаясь на каждой новой станции в пределах Москвы все новыми и новыми количествами страждущих индивидуумов, желающих из оной вырваться…, а мы то радовались народу мало… теперь все битком, народ стоит плотно, особо ретивые пытаются сесть на головы и плечи сидящим. Благо, данная вакханалия продолжалось не долго, после Одинцова и Кубинки народу заметно поубавилось, можно спокойно разговаривать и перемещаться по вагону и тамбуру. Электричка летит быстро, пиво пьется размерено, разговоры ведутся задушевные. Незаметно пролетели три часа: наша станция - Гагарин. Разгрузка прошла быстро, четко без суеты – отработанная технология.
Переходим от платформы к вокзалу и встречаемся с Виктором (водитель Газели). Загрузка вещей, докупили провизии, покурили на дорожку, загрузились сами и в путь. Провор с Ленчиком (за штурмана) без труда прокладывают маршрут - 65,00 км - 1 час пути и мы на месте. Разгрузили вещи, рассчитались с водителем, помахали на прощанье ручкой.
Мы остались наедине с вещами, лесом и рекой, которая довольно ощутимо шумит в темноте. Все сходили на мост полюбоваться целью нашего путешествия. В души и умы начинают закрадываться сомнения: А сможем ли? А осилим ли? Несет река не слабо (по моим прикидкам порядка 20 км/час), шумит не по-детски. Решаем не забивать данной проблемой голову, утро вечера мудренее, пора разбивать лагерь. Пробежав по окрестностям, в поисках подходящего места, решаем встать прямо на пойме возле моста, т.к. ничего лучшего в темноте мы не найдем. По-быстрому перенесли вещи: ребята ставят палатки; девчонки готовят перекус, с костром решили повременить. К 2 часам ночи все готово. Легкий перекус, парa рюмок за приезд и знакомство, и отход ко сну.
День первый или не так страшен черт, как его малюют.
Техника: мост у п. Булгаково – река Воря – окрестности деревни Савино. По карте – 12 км., по воде - 22 км.
Ход: 14:10 – 21:00 (6 часов 50мин) 29 апреля 2005 г
Подъем довольно ранний 7:30 - встал Провор: сделал костер, вскипятил чай, начал по немного тормошить народ, который вставал довольно тяжело. Но к 9 часам большинство выбралось из палаток. Неспешный завтрак, осмотр живописных окрестностей, сбор и накачивание байдарок. К 12 часам байды собраны, но вещи народ все еще собирает, готовы только Провор, ХОма и частично Антифобия. Но тут-то нас поджидал неприятный сюрприз: у ХОмы усиленно травит правый баллон. Эксперимент с накачиванием и засеканием времени травления приводит к неутешительному итогу: байду надо разбирать, баллон доставать, и искать причину травления. В 5 минут байда разобрана, 2 минуты - вывернута и баллон извлечен, 10 минут - накачивание баллона и о чудо практически сразу находится причина травления баллона: две небольшие дырочки. 10 минут на ремонтные работы, 15 минут контрольных на просушку клея, 10 минут на сбор и накачивание байдарки. Ремонтно–восстановительные работы прошли успешно. Время 13:50 все готовы; фото на память; байдарки на воду.
А река все бурлит и несется. Новичкам предлагается провести их байдарки и сесть уже после переката, но народ уверен в своих силах и готов пройти первый перекат самостоятельно. Провор проходит первый. Перекат совсем простой, держатся надо основной струи и все будет в порядке. Пройдя перекат, Жираф встает на страховку остальных сплавляющихся. Все экипажи достойно выдержали испытание, все прошли ни кто не кильнулся. Сплав начался на часах 14:10.
Река очень красивая. Описываемый участок отличается большим количеством перекатов, многие из которых крупные, некоторые с пеной. Наиболее крупные из перекатов приурочены к техногенным сооружениям: мост у п. Булгаково и ж/д мост железнодорожной ветки Вязьма – Калуга. Ширина реки варьируется от 10 до 20 метров. Относительно спокойные участки сменяются перекатами, так что речка расслабиться не дает. Берега реки высокие поросшие смешанным сосновым лесом. Населенных пунктов практически нет, поэтому местное население на этом участке не наблюдается.
Идем не спешно, любуемся красотами реки, новички привыкают к байдам и особенностям их управления. Потихоньку втягиваются.
В районе 18.00 встаем возле деревни Собакино, набираем воды (ориентир водонапорная башня, прекрасный колодец) и делаем быстрый перекус.
В районе 19:00 снова на воде, спускаемся ниже, проходим деревни Собакино и Ивановское начинаем искать стоянку.
В 21:00 стоянка найдена, байды разгружены, палатки поставлены, байды подняты на косогор, увы, на реке практически нет стоянок на низких берегах.
Разбиваем лагерь, готовим ужин, ведём беседы неспешные у костра. Народ вымотался с непривычки за день, Женя упорно клюет носом, но героически ждет чай. Ближе к 12 ночи большинство отправляется спать, самые стойкие засиживаются у костра.
День второй или погода шепчет, душа поет, а мы ползем вперед
Техника: окрестности деревни Савино – река Воря – 2 км до впадение в р. Угра. По карте – 11 км, по воде – 19 км.
Ход: 13:00 – 20:00 (7 часов) 30 апреля 2005 г.
Утро практически полностью повторило утро прошлого дня. Провор встал в 7:40 сделал костер, попил кофе и приступил к довольно трудной задаче – поднять народ. В нашей жизни нет неразрешимых задач, народ был распинан и выгнан из палаток. А дальше все так же как и вчера.
Неспешный завтрак, неспешные разговоры, неспешные сборы, неспешная загрузка байдарок….. В процессе ожидания Ленчик поймала небольшую ящерицу и устроила с ней часовую фотосессию…в 12:40 мы, наконец-то, встали на воду.
Полчаса пути и мы подошли к деревне Савино. Перед самой деревней небольшой порожек, образованный в результате затопления пешеходного мостика, за ним сразу перекат с крутыми поворотами.
Встаем в деревне, набираем воды, посещаем местный магазин, который представляет собой обыкновенный вагончик, пополняем запасы пивом и другими напитками. На все про все 1 час 30 минут и мы снова на воде.
Река продолжает радовать, но на этом участке она значительно спокойнее, чем на предыдущем. Несмотря на обилие перекатов, река заметно шире и глубже, чем на первом участке. Местного населения здесь довольно много (рыбаки, рыбаки и еще раз рыбаки), а леса довольно мало. В общем, этот участок сильно проигрывает предыдущему.
Народ никуда не спешит. Ленчик с Провором уходят вперед и большую часть времени дрейфуют, что бы народ мог нагнать их. 30 минут работы веслами - 1 час дрейфа (адмирал спит, его заместитель отталкивает байду от берега, чтобы нависающие ветки не тревожили спящего). Нас нагоняют Маша с Давидом, держимся вместе, начинаем искать стоянку. Берега вокруг высокие, на относительно невысоких берегах стоянки уже заняты: появляются немногочисленные группы байдарочников.
Стоянку нашли прекрасную, хоть и на высоком берегу. Рядом находится гранитный валун Московского оледенения (вес около 60 т.), принесен ледником из Скандинавии около 600 тыс. лет назад. Маша аж взвыла от восторга, от увиденного и ее радостный возглас, довольно далеко разнеся по реке. Решили, встаем здесь. Перенесли вещи, разбили лагерь, начал подходить остальной народ на часах 20:00.
Вечер как всегда удался. Шикарный ужин, неспешные беседы, гастрономические эксперименты с копчением красной рыбы у СенСея.В 24 часа у многих отбой, Провор грозится всех поднять в 7 утра: прошли очень мало, а идти еще около 45 км. Народ божится, что встанет завтра на воду рано, т.е. максимум в 11.00
День третий или Угра ничего, но Воря была интересней
Техника: 2 км до впадение в р. Угра – р. Воря – р. Угра – напротив д. Суковка. По карте – 35 км., по воде – 40 км
Ход: 12:00 – 20:00 (8 часов) 01 мая 2005 г.
Ранее утро. Провор, как и обещал, начал поднимать народ в 7:30 утра. Народ, потихоньку матерясь, вылезал из палаток и сползался к костру. С ПРАЗДНИКОМ ДОРОГИЕ ТОВАРИЩИ!!! Сегодня Первомай и Пасха. Хомяк с Ежиком одаривают всех пасхальными яйцами; довезли, не побили. Народ неспешно завтракает, начинает собираться…. НО… на воду встали все равно в 12:00 … пока собрались, пока подкачивались, пока фотографировались с Камнем: на нем, под ним, рядом с ним и т.д. и т.п.
Как народ не упирался и не расслаблялся, мы все же на воде. Через 40 минут хода мы прекращаем идти по р. Воря, так как впадаем в р. Угра.
Река на описываемом участке спокойная, хотя иногда попадаются перекаты. Мы с большим сожалением попрощались с рекой Воря и пообещали еще вернуться…
Угра - широкая река (50 - 60 м.) с красивыми берегами, c быстрым и спокойным течением. Местного населения почти нет, но зато появляются многочисленные группы идущие по Угре на байдарках различных марок и моделей, а так же катамаранах.
После Вори, на Угре немного тоскливо уж больно она широка, да еще и мордвин задул не по-детски. Мы немного налегли на весла и, как результат, опять значительно далеко оторвались от остальной группы. 2,5 часа дрейфа, сна и легкого перекуса и нас наконец-то нагоняют!!! Маша и Давид, еще 30 минут дрейфа в расслабленном состоянии и на связь выходит ХОма.
Встаем на обед, который прошел на ура. Определяем с ХОмой дальнейшую тактику, я с Ленчиком ухожу вперед, и мы ищем стоянку, а он подгоняет всех остальных.
Время 19:00 встаем с Ленчиком напротив деревни Суковка и ждем остальных. Погода потихоньку портится, чувствуется быть дождю. Подходят Маша с Давидом, и мы начинаем обустраивать стоянку. В течение часа подгребают все остальные…
Лагерь поставлен быстро, ужин отменный настроение отличное в этот вечер народ засиделся долго, ни как не хотелось уходить от костра. Звучат задушевные и веселые песни
День четвертый или Путь домой
Техника: Техника: напротив д. Суковка – река Угра – Юхново (напротив деревни Мокрое). По Карте - 6 км, по воде – 8 км. ( а некоторые и все 12 км)
Сроки: 12:00 – 13:30 (1час 30 минут) 2 мая 2005 г.
Все уже привыкли к ранним подъемам, я опять всех поднял в 8 часов, но после вчерашних посиделок народ вставал очень тяжело,… так что раскачались только к 9 часам…
И все по проторенному пути, неспешный завтрак, неспешные разговоры, неспешные сборы… начал накрапывать дождь… к моменту как встали на воду, дождик поливал уже не слабо….
Прикинув по карте, что идти не далеко, решаем встать у моста в Юхнове… как много мы не знали…
Народ решил показать всё, на что он способен, все активно работали веслами. Женя оторвался вперед километра на 1,5.… Прошли час по всем прикидкам уже должен быть мост… слева деревня … вопрос рыбаку и, О УЖАС, мы уже в Юхнове, а моста здесь давно нет (КАРТА ВРЕТ) предупредил идущих позади. Десантируемся на берег - Юхново перед нами, но Женя ушел вперед и его уже не видно. СенСей предпринимает отчаянную попытку догнать Женю, но, увы, безрезультатно…
Народ на берегу; начинают собираться…. Мы с ХОмой принимаем решение, я иду по берегу и пытаюсь нагнать Женю, что бы вернуть блудного сына в нашу компанию, Ленчик остается собирать наше снаряжение…
30 минут бега по пересеченной местности, и я вылавливаю Евгения из реки. Сборы и упаковка байдарки проходила ударными темпами, через 15 минут мы выдвинулись в обратный путь… Небольшая прогулка с байдаркой на шее и мы снова все вместе…
Спешными темпами пакуем с Ленчиком наше снаряжение и выдвигаемся в Юхнов искать автовокзал…
По незнанию, мы очень сильно промахнулись и проскочили довольно далеко…. Автовокзал находится не в самом городе, а за его пределами, поэтому пришлось идти практически через весь городок, а он не маленький…, но все когда-то заканчивается и мы на автовокзале. Надо было вставать, на антистапель, на правом берегу, ниже бетонного здания с трубой. До автовокзала г. Юхнов около 400-500м. Но все это мы поняли только когда дошли до автовокзала и привязались к карте... Ну что ж урок на будущее.
Перед нами уходит последний автобус на Малоярославец (в 15:30), остался один автобус на Калугу в 18:00 и там осталось 3 места, а нас одиннадцать человек плюс куча барахла…. После недолгих переговоров с диспетчером-кассиром нам предлагают дополнительный автобус, но за это нам придется оплатить все места. Мы согласны.
2 580,00 рублей в кассу, нам взамен ленту билетов, длинной - 3 метра 20 см и автобус ПАЗ через 15 минут у наших ног.
Полтора часа пути и в 18:00 мы в Малоярославце, быстро закупили билеты, пивка в дорожку. 18.30 электричка начала отсчитывать километры, приближая нас к дому. В 20:55 по расписанию мы прибыли в столицу нашей славной Родины г. Москву, всё, наше путешествие закончилось. Последнее фото на память и все по домам, кто на такси, кто на метро.
Резюме
Река Воря на участке с.Темкино – p.Угра весьма и весьма понравилась. Живописная природа, малая населенность, неплохое течение. Наличие перекатов и небольших порожков вносит приятное разнообразие в путешествие. Завалов не обнаружено. Техногенных препятствий так же нет. Мест для стоянок не очень много – связано это с довольно высокими берегами реки.
Река Угра после Вори смотрится немного бледно, но все равно оставилa приятное впечатление
Подход немного неудобен (если через Гагарин + Газель), отход поудобнее - если не опаздывать на автобус, но все это компенсируется живописностью, чистотой и приветливостью реки.
Очень хочется сходить ещё раз.
DMITRY PROVOROV Moscow 05.05.05
Копирование на другие сайты допускается при условии согласования с автором
P.S. БУДЕМ
РАДЫ УСЛЫШАТЬ ВАШИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОБ ЭТОМ МАРШРУТЕ.
Пишите: DMITRY PROVOROV |