zagolovok.gif (4225 bytes)

pfoto.gif (5628 bytes)




????????????? ?????? VVV.RU

Дополнение:   Александра и Сергей
  31 июля - 1 августа 2004 г., река Киржач, ст. Илейкино - Усад

Чудная речка, замечательный маршрут! Добираться совсем несложно, надо просто заранее выяснить расписание. Что легко можно сделать, позвонив по телефону в справочную Московского железнодорожного агентства (они дают справки об отправлении и прибытии электричек - точно так же, как и поездах дальнего следования). Мы стартовали в 6.52 с Ярославского вокзала на Александровской электричке, в Александрове пересели на электричку до Орехово-Зуево (кольцевая железная дорога), отправлением в 9.05 (билеты продают прямо в электричке) и незадолго до 10 были на станции Илейкино. До реки минут 20 ходу. В Илейкино есть магазин, но очень плохонький (мы забрали последнюю бутылку минеральной воды для себя, последнюю бутылку сладкой газировки для ребенка, последний кочан капусты и т.д.). Групп на реке много; одновременно с нами собиралось еще 6 байдарок, но места всем хватает. Река чудесная; очень извилистая, течение быстрое, вода чистая (брали ее для готовки), купанье шикарное, со стоянками проблем никаких. Населенка очень слабая. Два небольших обноса - разрушенная плотина в первой трети пути, и действующая плотина в Городищах, перед впадением в Клязьму. Еще одно препятствие (похоже, тоже бывшая плотина) - незадолго до впадения Шередари, вполне проходимо. За два дня маршрут проходится без напряга. Мы постоянно останавливались в красивых местах для того, чтобы искупаться, и тем не менее, спокойно уехали из Усада в 19.47. В общем, на наш взгляд, это один из самых лучших возможных маршрутов выходного дня по Подмосковью.

Александра и Сергей

Не спеша...

Маршрут: р.Киржач от пос.Великий Октябрь до ст.Усад

Сроки: 12-15 июня 2003 г.

Топографическая карта (352 кб)

Другие отчеты разных лет:
http://www.skitalets.ru/books/100mar/kirzhach.htm
http://abrikos.narod.ru/Kirzhach99/kirzh_txt.htm
http://bayda.narod.ru/KIRJACH2001/kirjach2001_g.htm

Состав:
1. Щука-3 (Хома, Ежик, кошка Фишка)
2. Щука-3 (Жираф, Ленчик, сменный несовершеннолетний)
3. Щука-3 (Медведь, Маша)
4. Таймень-3 (Сенсей Анатольевич, Бабочка)
5. Щука-2 (Бородач, сменный несовершеннолетний)

Родное государство милостливо позволило своему населению гулять в начале июня целых четыре дня. Таким шансом грех было не воспользоваться. После недолгих раздумий решили выбрать р.Киржач, которую за два года до этого обследовали Хома с Медведем (см. последнюю ссылку в списке).
Народу насобиралось аж на 5 байдарок. Все при деньгах, ленивые и благодушные. Посему было решено закидываться не на электричках с пересадками, а попросту нанять микроавтобус, заплатив за сие удобство деньгами. Правда, чесаться начали все достаточно поздно, и ПАЗообладающие подмосковные авто-транспортные предприятия уже свои ПАЗики пораскидали на подвоз страждущих дачников по дачным участкам, и нам сей сравнительно дешевый вид заброски не перепал. Пришлось искать среди московских контор, которые и поразили нас в самый кошелек своеобразными ценами. Но нежелание части туристов-водников изпользовать электропоезда перевесило, и вот на сайте маршрутка-точка-ру была найдена Газель по цене 3000 рублей за все про все. Во все входило:
-- подбор туристов-водников с полагающимися аксессуарами у их домов, раскиданных по Москве;
-- отвоз оных в окрестности города Киржач Владимирской области (100 км от Москвы);
-- разное.

День первый

В шесть утра 12 июня водитель Алексей подобрал в Филевском парке Бородача с рюкзаком и двумя "Щуками" (одна - своя, другая - Медвежья); в полседьмого были найдены у подъезда собственного дома Сенсей Анатольевич и Бабочка с Папаевской Таймешкой; без десяти семь на Перово были встречены Жираф с Ленчиком и детьми; в семь экипаж был подан к Измайловской, куда с двадцатиминутным опоздание (Позор пьянице и дебоширу Семену Семеновичу Горбункову!) подгребли Маша и Медведь и Хома с Ежиком и военно-морской кошкой Фишкой. Газель была загружена атрибутами байдарочного похода, все расселись в относительной тесноте и без обид. Тронулись. Ой! Главное забыли!!! Тормозим на Щелчке. Закупаемся пивом. Вот теперь все нормально. Путь наш лежит мимо Щелково, Звездного Городка, Черноголовки и окрестных деревень. Два часа пути позади, последние закупки стратегического сырья в алюминиевых банках на привокзальном рынке г.Киржач - и вот мы на мосту через одноименную реку в пос. Красный Октябрь (2 км от города). Расплачиваемся с водителем, находим подходящий пляжик, стапелимся. То есть четверо надуваются, а Сенсей Анатолич собирает Таймень. Время вставания на воду - 12:00.
Погода пока балует солнышком и облачками. Из описаний, личного опыта и анализа топографических карт следует, что нормального ходу до конечного пункта (ст.Усад Горьковского хода Московской ж.д.) от силы три дня. Поскольку у нас этих дней целых четыре, то идем не торопясь. Пройдя мостик и помахав на прощанье местам компактного проживания электората (село Борисоглебское с живописной церковью), углубляемся в сосновые леса. Река здесь в ширину около 20 метров, неглубока, быстра, чиста, для неспешного отдыхательского прохождения чрезвычайно приятна. Особенно когда под рукой фляжечка коньячку, а "Щуки" так славно сцепляются бортами. Спустя некоторое время экипажи Хомы и Сенсея уходят вперед, а остальные три экипажа с интересом наблюдают, как Медведь и Бородач пытаются нащупать ногой на дне выпавший за борт нож Бородача. Что характерно, поиски сии увенчиваются успехом - и армада идет дальше. Настигнув авангард продолжаем движение вплоть до разрушенной плотины, которую надо обносить, что мы и делаем. Через полчаса после обноса встаем на ночлег на высоком берегу, в сосновом лесу. За лесом, за рекой слышно, как в с.Ильинское народ отмечает День России.

День второй

Неспешно встаем. Завтракаем. Погода не радует - низкие тучи, изредка с неба капает. Баранимся до двух часов, за это время Коля ловит некоторое количество небольших рыбок. Идем недолго, дабы не выскочить за пределы лесной зоны и не искать стоянку среди кустов и полей. Находим подходящее место (на часах - около шести). Только успели развести костер да поставить палатки - зарядил хороший летний дождик на 3 часа. Вымочив благородных донов и доний до нитки дождь прекратился, в основном благодаря усилиям штатной метеорологической группы в составе Старшего Шамана-Заклинателя по Нижнему Миру (Сенсей Анатолич) и Шамана-Синоптика по Верхнему Миру (Бородач). Кстати, во время дождя Николай доловил мелких рыбешек до количества более двадцати, что дало надежду на уху, каковая и была сделана в основном Хомой. Кроме того была пита водка и ведены разговоры. В приятной расслабленности в районе полуночи народ разбрелся по кельям.

День третий

Побудка была... правильно, неспешной. Погода поблазнила кусочком голубого неба с на оном желтым солнушком, но спустя 40 минут (=2 меандра, аккурат за хорошо сохранившейся колокольней некоего погоста на левом берегу) пребывания на воде, север дохнул, завыл, нагнал, слегка полил и омрачил. Характер прибрежной растительности сменился - сосновые боры остались позади, нас окружили, отделив от полей, прибрежные ивы. Правда, на живописности реки это не сказалось. Примерно через три часа ходу было встречено препятствие в виде заброшенного моста Электрогорской системы узкоколейных железных дорог. Проход - под крайним левым пролетом, кстати, с фарватера оный проход не виден даже с расстояния 50 метров. Недалеко за мостом (~15 минут хода) еще одно препятствие - практически разрушенная плотина с перекатом-проходом под правым бортом. Далее начинается уже почти цивилизация - дом отдыха "Сосновый Бор" с левой стороны (нас встречают залпом из ракетницы... Уважают!), дачные поселки в перспективе с правой. Меандрирование реки здесь особенно неистово. Между тем, погода портится окончательно - поднимается сильный ветер, температура падает, кажется, ниже 10 градусов. У сломанного подвесного моста останавливаемся и отсылаем гонцов в близлежащий д/п Гнездино с целью закупки горюче-смазочных материалов и заодно проведать Медвежью тещу (она же Машина мама). Бородач, Ежик и Бабочка остаются мерзнуть на берегу, где и проводят за увлекательными занятиями по поддержанию приемлемой температуры собственных тел где-то полтора часа. Наконец на горизонте появляются гонцы, и ожидающие вскоре вознаграждаются за долготерпение изгорловыми порциями "Старки". Пускаемся дальше (мостик проходится под левым бортом) и менее чем через час находим приемлемое место для ночлега в дубово-сосновой роще на левом высоком подмывном берегу, предварительно протиснувшись под свежеповаленным деревом, упавшим, очевидно, этой весной в результате собственно подмыва указанного берега. Далее были:
-- живописный закат (разъяснило);
-- добыча дров (на прежних стоянках с этим проблем не было, а здесь пришлось углубиться в лес аж на 500 метров, при этом чуть не потеряв Жирафа, который взяв бревнушко выбрал неправильный азимут и чуть не затерялся в чаще);
-- распитие 3.5 бутылок водки;
-- прочее.

День четвертый

Следущий день вознаградил нас сполна за дожди и холод: солнце, теплынь, все дела. С места стоянки снялись в 12 часов. Местность вокруг сильно оцивилизована, пляжи усеяны купающимися, ловящими рыбку, имеющими пикник. Изредка берег обретает совсем уж техногенный вид. Но тем не менее, наверное из-за погоды, все кажется красивым и глаз радующим. где-то в полтретьего проходим под мостом шоссе Москва - Нижний Новгород: проход мелкий и усыпан железяками (осторожность!). За мостом течение ослабевает, а река заметно расширяется, что наводит на мысли о плотине. По такому "пруду" идем еще часа полтора, проходим ЛЭП, слева появляются строения пгт Городище, у которых разбираются байдарочники. Опрос местного населения в резиновой лодке оправдал наши подозрения насчет плотины. Через полкилометра появляется и она. По слухам весной с нее прыгают безумные каякеры, но мы ограничиваемся банальным обносом. Еще через 5 минут река Киржач прекращает существование и вливается в Клязьму. Устье представляет собой обширную отмель, протискиваемся с трудом. Еще через десять минут под железнодорожным мостом поход оканчивается (17:00 15.06.2003). Собираемся опять же неторполиво, до полседьмого. От моста до станции Усад метров 800. Не торопясь (электричка ушла, когда мы были почти у станции) закупаемся пивом и билетами. В 19:49 садимся в электропоезд Петушки-Москва. Домой. Не спеша.

Резюме:

Очень приятная река с быстрым течением, песчаными отмелями, живописными берегами. Первая половина маршрута проходит в сосновых лесах, вдали от населенки, вторая половина более населена, леса встречаются реже. Препятствия несерьезные, обносов всего два. Река популярна: с взаимными обгонами паралелльно нам шли еще 3 или 4 группы, но со стоянками особых проблем не возникало. Подход несколько неудобен (или с пересадкой на электричках либо на вечно набитом автобусе от Щелковской), отход чрезвычайно удобен.

Вместо P.S.
О бренности

По дороге назад нашей электричкой при проходе (без остановки) платф. Вохна был сбит человек. Экстренное торможение, помощник машиниста бежит назад, 20 минут идет извлечение пострадавшего с путей и загрузка в заднюю кабину. Помощник машиниста возвращается обратно. На вопрос "Живой?" отвечает просто "Нет". А вы думали, просто так висят плакаты "Не подходите близко к краю платформы"?


Михаил Черный aka Бородач
Писано для сайтов Вольный Странник и Любовь моя - байдарка.
Копирование на другие сайты допускается при условии согласования с автором (bandy|собака|alldynamo.ru).


р. Киржач

(из книги "На байдарках по подмосковью")                              

        Киржач берет начало около Александрова и впадает в р. Клязьму у ст. Усад. Длинна реки около 133 км. Ширина русла колеблется от 25 до 70 метров. Скорось течения от 1.5 до 3 км в час.
        Маршрут по Киржачу обычно начинают от г. Киржач. Ниже города, на протяжении 30-35 км, река достаточно глубока и широка, течет в высоких холмистых берегах поросших преимущественно смешанными лесами, но не редка встречаются сосновые боры. Берега мало заселены, деревни удалены от воды. Мест для стоянок предостаточно.
        Через 30 км вниз по течению от г. Киржач, река вступает в обширные луговые пространства, и берега на участке между притоками Моллодань и Шередарь на протяжении 15-20 км становятся открытыми. Мест для стоянок нет, с дровами проблема, поэтому лучше по быстрее миновать этот участок.
        После впадения Шедари, Киржач снова течет по лесистой местности, берега холмисты и живописны, с отличными местами для стоянок. Правда ширина реки на этом участке становиться 50-70 метров.

Маршрут: г. Киржач -  ст. Усад (65 км)
Подъезд: Курский вокзал - г. Орехов-Зуево (пересадка) - г. Киржач
Отъезд: ст. Усад (от реки 500-600 метров) Горьковская жд.

P.S.  БУДУ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЕН ЗА БОЛЕЕ СВЕЖУЮ ИНФОРМАЦИЮ О РЕКЕ. РАЗМЕЩУ С СОХРАНЕНИЕМ ВСЕХ АВТОРСКИХ ПРАВ И ССЫЛКОЙ НА АВТОРА.
                                                               Пишите:    DMITRY PROVOROV

 

 

Сайт управляется системой uCoz