Маршрут: река Рессета от моста у с.Красное до устья (с.Чернышено)
Сроки (с дорогой): 30.04.2003 - 04.05.2003
Топографическая карта (316 кб)
Другие отчеты разных лет:
http://skitalets.ru/water/centre/resseta_trusk/resseta.htm
http://turizm.lib.ru/t/turism/resseta.shtml
http://www.vengrov.ru/libs/5_4.html
Состав участников (в произвольном порядке):
Экипаж Хомы на Шуке-3: Хома (он же Бубнов, он же Бубен, он же Алексей Юрьевич), Ежик (она же Бубнова, она же Светик), ихняя кошка Фишка городской породы
Экипаж Жирафа на Щуке-3: Жираф (он же Проворов, он же Провор), Ленчик (она же Ивашкова)
Экипаж Бородача на Щуке-3: Бородач (он же Черный, он же Черненький, он же Борода), Антифобия (она же Буртман, она же Маша)
Экипаж Товарища Сидоренкова на Щуке-2: Товарищ Сидоренков (он же Бакланов, он же Баклаша, он же Алексей Викторович)
Oтъезд или Товарищ Сидоренков - Московский Эстет
Техника: Москва, Киевский вокзал - поезд 99 Москва-Брянск, вагон 16 - ст.Судимир - 2 легковые машины - мост у с.Красное Хвастовичского района Калужской области.
Сроки: 30.04 23:00 - 01.05 11:00
Лирика: Встречаемся мы под часами в 23:00. Лавируя между собратьями по байдарочному отдыху, благородные доны и доньи, обремененные различного рода и вида рюкзаками, стекаются к означенному месту. Наконец все в сборе - движение в сторону непосредственно паровоза происходит без осложнений. У вагона выясняем, что Алексей Викторович Бакланов так и не смог поменять свой билет в СВ на более дешевый, ибо билетов нет никаких. Дабы не отбиваться от коллектива он делает нестандартный альтруистический ход - заходит в наше купе и предлагает устроившемуся там молодому человеку поменяться билетами (без доплаты). Неверящего в доброту людскую приходится уговаривать минут пять, но в конце концов осчастливленный уходит в лучшие условия, а А.В.Бакланов остается с нами, имея на руках билет на имя Сидоренкова. Так он впоследствии и именовался до конца похода, но даже такое понижение в пассажирском статусе не спасло его от упреков в московском снобизме и эстетстве: подумать только, забрасывается на реку в вагоне СВ...
Стоимость: ж/д билеты - 3955 р. (6 купе по 437 и СВ по 1333)
Закупив немного пива, растолкав вещи по двум купе, терпеливо дожидаемся отправления поезда, выпиваем умеренно и расходимся по местам - вставать завтра (вернее сегодня) надо рано.
Как и предполагалось, встать пришлось рано - в пол-пятого. В 5:01, точно по расписанию, наш поезд прибыл на станцию Судимир. Мы быстро покидали вещи из дверей; параллельно с нами этим занимались еще 3 многочисленные группы. "Конкуренты" - решили мы, и не ошиблись. Вышедшие из наиближайшего к зданию вокзала вагона к тому времени, когда мы к этому вокзалу подошли, уже захватили всех частников и быстро удалились, оставив нам небогатый выбор. Ожидавшихся Газелей и ПАЗиков не было, посему через полчаса была отловлена "Волга", унесшая 4-х, а еще через час - некий "Опель" семьдесят лохматого года, зато хэтчбек, коий и захватил к речке оставшуюся троицу. Стоимость проезда дистанции в 40 километров - 100 рублей с человека, что не так уж и дешево, особенно если учесть, что два рюкзака или рюкзак и байдарка в тамошних местах приравнены к человеку. Но прочь вещизм и мещанство! Для собственного отдыха мы денег не жалеем, и в начале девятого мы все собрались у моста у села Красное.
Стоимость: частные извозчики - 900 р (400+500) за 40 км
Стапель был на удивление быстрым и вот в 11:00 мы на воде. Солнышко пробивается сквозь редкие облака, Рессета плавно несет нашу компанию вперед. Начали.
День Первый или Рисовые Поля
Техника: мост у с.Красное - р.Рессета (русло и пойма) - остров напротив д.Харитоновка. По карте ~9 км.
Ход: 11:00 - 18:00 (01.05)
Лирика:
Отчалив от моста обнаруживаем огромный табор из палаток, байдарок, детей, бородатых мужиков, водки и прочих полезных вещей и явлений. Поприветствовав, продолжаем движение петлями в сторону вниз по течению. На Рессете в этом году весьма высокая вода, посему ширину реки определить сложно, около 20 м. Останавливаемся в близлежащей деревне Новоселки, дабы набрать воды (ведь из реки воду некоторым брать НЕЛЬЗЯ!), заодно местное население снабжает нас и березовым соком. Ветер усиливается, но дует преимущественно в спину, облачность переменная, температура незябкая. Ниже Новоселок начинаются заливные луга высокой поймы. Летом они зарастают травой, кустами и камышами, сейчас же представляют собой похожие то на рисовые поля, то просто на озера участки водной глади с торчащими там и сям кустиками. Поскольку паводок в самом разгаре, вода на плантациях сих не стоит, но течет. Перетекает через прирусловые валы, круговертится под кустами, темнеет над ямами, журчит и перебирает траву над песчаными отмелями (летом это холмики). Посему русло при входе в такой участок теряется моментально - вот он есть, вот он нет. Идем по азимуту и посконно городскому наитию. Если кустики разреживаются, то усилившийся ветер начинает поднимать заметную волну.
Премерно в 14:00 встаем на перекус, через 10 минут на то же место прибывают байдарки в количестве "чуть большим семи" и собираются оставаться на дневку. Бог в помощь. Идем дальше, границы рисовых "чеков", как их упорно величает т-щ Сидоренков, раздвигаются почти до горизонта. Русло уже давно не ищем, все судна идут по наитию капитанов (в один из моментов мы с Антифобией оказались метров на 200 позади трех остальных байдарок, которые на наших глазах подошли к какому-то очередному "перекрестку" и весьма синхронно Жирафы повернули налево, т-щ Сидоренков - направо, а Хомский экипаж проследовал прямо. Выглядело правдоподобным подражанием пируэтам "Русских Гусаров"). Стоит сказать, что "Щука" в таких условиях выгоднее килевых байдарок, ибо спокойно идет даже при глубине в 5-7 сантиметров. Правда, еще более усилившийся и посвежевший ветер смазывает неторопливую рисовую нирвану, поднимая волну и грозя опрокинуть бесстрашных мореходов в воду. Иногда русло находится само собой, что совпадает с прижиманием оного к борту долины, и тогда взору открываются живописные подмывные песчаные берега, усеянные соснами и праздными аборигенами (в нескольких километрах - поселок Еленский). Взаимные поздравления с праздником, помахивание ручкой. Проходим магистральную ЛЭП и приблизительно через пару километров после оной, миновав "конец реки" (обширное озеро так хитро огороженное кустами, что складывается именно такое впечатление), упираемся взглядом в поросший соснами остров. То есть летом место сие является просто лесистым холмом посреди камышовой долины, но на данный момент это именно остров: "земля, окруженная водою" (В.И.Даль).
Пристаем к приверху, осматриваем местность, возвращаемся в байдарки и проходим вниз еще метров 500, а на место нашего первого чаленья встает другая группа. Объект представляет собой, скорее всего, древнюю косу, посему узок и вытянут. В месте стоянки ширина не превышет 50 метров. В обе стороны просматривается вид на затопленную долину реки, с левого борта изредка доносится собачий лай из деревни Харитоновка. Оттуда же наползает весьма недвусмысленная тучка. Ставимся, разводим костер, разливаем. Тучка приближается и награждает нас шквалистыми усилениями ветра и часовым дождичком, который пережидается в большой палатке т-ща Сидоренкова, впоследствии именуемой "гостиница". В 23:00 отбой.
День Второй или Двое Против Ветра
Техника: остров напротив д.Харитоновка - р.Рессета (в основном русло) - берег напротив с.Мойлово. По карте ~22 км.
Ход: 13:00 - 18:30 (02.05)
Лирика:
Неспешный подъем сменяется неспешным завтраком. Бородач, изображая знатного метеоролога, недоверчиво морщится при виде слишком рано, по его мнению, начавших образовываться облаков вертикального развития. "Вот если бы часика в 2 дня начали" - говорит - "тогда еще ничего. А в 11 рановато, ага. Как бы не накрыло нас...". Но пока что означенных облаков немного, солнце не по-зимнему ярко, ветер рвет горизонты. Часов в 12 нас обгоняют две группы. Встаем на воду в 13:00. Сразу же начинаются красоты. Рессета несет воды свои промеж сосновых боров и дубовых рощ. Поджидаем приотставшего Хому с Ежиком и принимаем Метаксы "за красоту". Поскольку красот много - принимаем несколько раз. Догоняем также любующихся красотами отдельных представителей обогнавших нас групп. С некоторыми из них выходим в повторяющиеся рисовые поля, которые сейчас уже поменьше, да и русло не тереятся. В пол-третьего опять входим в лесистые берега. Обгоняем днюющих в немалых количествах. Принимаем Метаксы за красоты. Пытаемся понять, прошли ли мы дер. Рессета и является ли та водная гладь, примкнувшая слева рекой Дубна, рекой Ловатянка или просто протокой тире старицей. Понять не получается.
Экипажи Провора и Бороды немного отрываются от остальных двух и вскоре по рации приходит сообщение из разряда "Houston, we have a problem". Кильнулся Товарищ Сидоренков. Как оказалось, до того ходивший только на "Тайменях", он наклонился в бок ненамного больше, чем "Щука" может вытерпеть. Произошло все на мелкой (по пояс) воде, юбки в отсеках были плотно завязаны, посему не потерялось ничего, кроме, разумеется, репутации и доброго имени указанного персонажа. Позубоскалив по этому поводу, неспешно двигаемся дальше, рассуждая о процентных соотношениях вероятности оставления-таки за спиной дер. Рессета супротив таки неоставления. Рассуждения длятся еще минут 20 и прерываются некими звуками из рации, которые с трудом, но дешифрируются как восторженное восклицание Жирафа "Мост!". И воистину, после поворота перед нами открылся вид на кцынский мост, до коего, даже по нашим самым оптимистичным предположениям, было километров 8... Вот такая вот эта Рессета - за полдня можно пройти больше, чем за весь предыдущий день, при том не напрягая мускулатуру плечевого пояса и попивая Метаксу.
Впрочем, мускулатуру все же пришлось напрячь при преодолении последнего рисового поля аккурат перед мостом. Преодоление оное было сопряжено с сильным боковым ветром, который при малейшем расслаблении безжалостно швырял наши утлые суденышки в самые кусты. Умнее всех поступил Хома, который перетащил свою байдарку волоком по мелководью. Глупее всех поступили Бородач с Антифобией, изменив руслу в надежде "срезать угол". 20 минут на прохождение 500-метрового участка, пересчет всех мелей и кустов, порывы ветра, несущие брызги в количествах, сопоставимых с хорошим летним ливнем - все это послужило наградой срезающим. Но наконец мост пройден, местное население опрошено на предмет набора воды, родник указан. В 800 метрах ниже моста, на правом берегу происходит набор воды из родника и осмотр окрестностей. В окрестностях обнаружен сколоченный столик и неподалеку от него висящий на кустах ажурный лифчик. Пометив место как оргиастический вертеп идем дальше. Время 17:00, на левом - польном - берегу горит трава, на правом - лесном - ничего кроме лесов не наблюдается, впереди обозначается недвусмысленная тучка... А вы уже забыли, что предсказывали утром бывалые метеорологи? Дальнейшее прохождение напоминает слалом: мы вместе с Рессетой против грозовых туч. Увернувшись от трех, начинаем искать место для стоянки, но количество обайдаренного народу просто поражает, стоянки, освоенные на текущий вечер группами в полосатых купальниках, следуют одна за другой. Наконец находим тихую заводь, в самом дальнем конце которой наблюдается сосновый полуостров симпатичного облика. Там и встаем. Прекратив движение, мы теряем и возможность слаломного уворачивания от дождевых тучек, чем четвертая - самая последняя - не преминает воспользоваться...
Едва успеваем поставить палатки, как налетает серьезный порыв ветра, в воздух взлетает Проворовская байдарка и палатка-"гостиница". Байдарка падает на Машину палатку и сминает ее, "гостиницу" хозяин ловит, бегая за ней по полянке. Из леса доносится шум валящихся деревьев, начинается сильный ливень - налицо природный катаклизм, который мы стоически переносим на улице, не решаясь влезать в палатки, ибо уверенности в окружающих деревьях нет. Продолжается сие вагнеровское действие где-то полчаса, после чего натура медленно успокаивается. Запад - а именно оттуда пришла бурька - разъяснивает, появляется живописно садящееся солнце. С той же стороны на плоскодонке подплыват местный лесник с наказами не пожечь лес и все такое. Обещаем.
Возле костерка сидится уютно, пьется сладко, учеба вспоминается весело. Отход ко сну - за полночь.
День Третий или Ах, Какое Солнечное Лето!
Техника: берег напротив с.Мойлово - р.Рессета - устье р.Рессеты. По карте ~16 км.
Ход: 13:30 - 20:30 (03.05)
Лирика: Ночью было довольно холодно. Встаем не рано, все, кого мы миновали вчера, нас обгоняют. Завтрак, сборы, подкачка - и вот мы в пути. На часах - 13:30. Идем не спеша, наслаждаемся природой, солнцем, отсуствием ветра, теплой температурой, приятной компанией, жизнью и мирозданием как таковым. Бубены постоянно срезают уголки, благо заполненных текучей водой межкустовых проток много. Такой ход продолжается где-то полтора часа, после чего встречаем небольшую группу из 3-х дядек, стоящую лагерем на песчаной косе. Зачепляемся языками, чалимся, выпиваем, степенно беседуем о погоде, реке, рыбе, надвигающемся дне радио и прочих немаловажных вещах. Угощаем Метаксой, нас угощают пивом. Нам рассказывают историю о калужских ребятах из поискового клуба, стоявщих вчера напротив и нашедших там 3 противотанковые мины... Идем далее. Под линией ЛЭП пристаем к берегу с крестом и обелиском. Поминаем наших солдат. Еще минут через 20 подходим к некоему антропогенному сооружению - поваленное дерево, рядом с ним бревно поперек всего русла, бревно крепится к берегу толстой стальной проволокой (или тонким стальным канатом), который под левым берегом выступает над водой как раз на уровне головы. Весьма недружелюбное к невнимательным туристам сооружение... Невнимательные туристы обнаруживаются здесь же - уклонившись от проволоки они не успели выгрести от поваленного дерева, которое своими сучьями и пропороло сперва один "Таймень", а затем и второй, причем первый затонул. Т-щ Сидоренков и Борода проходят мимо, на глаз оценив количество мужчин в пострадавшей группе как достаточное для ремонтно-подъемных работ. Но Хома и Жираф исправляют наши ошибки, не давая повода думать о москвичах как о бездушных бесчуственных снобах. С их помощью (а "Щуке" такие ветки не страшны) обе байды и вещи достаются и вручаются благодарным потерпевшим. Мы тем временем подходим к селу Хотьково. Дожидаемся спасателей и вместе причаливаем с целью пополнить запасы воды, пива и вина. Поход занимает около часа, легкий перекус - идем дальше. Так, не спеша, доходим до впадения Рессеты в Жиздру. Что характерно, Рессета заметно шире текущей далее Жиздры. На часах восемь, на противоположном берегу - дубрава, в которой Хома с Жирафом стояли 2 года назад, когда ходили по Жиздре. Останавливаемся там же. Через минут 20 подходит приоставший Хома и пара (Олег и Ирина) потерявшая свою группу (здесь могла бы быть реклама переносных радиостанций). Они решают встать с нами, тем более что, хотя продукты и палатка у них есть, каны и посуда отсуствуют.
Ночь тепла и звездна. Водка холодна и горька. Разговор задушевен и о разном. Самый лучший день похода подошел к концу. Завтра домой.
Отход или Поздняя Осень
Техника: с.Чернышено - ст.Думиничи - э/п Брянск-Сухиничи - ст.Сухиничи - поезд Чоп-Москва, не указанный в расписаниях - Москва, Киевский вокзал
Сроки: 12:30 - 20:00 (04.05)
Лирика: Подъем немного растянулся. Кое-кто вставал по санитарным нуждам едва рассвело, и отметил про себя отсутствие на небе звезд, солнца, синих и голубых оттенков. Все сверху было низким, серым, передвигалось быстро и вгоняло в настороженность. В 8:20, услышав стук капель дождя по палатке, многие поняли, что настороженность себя оправдала. Стук тем временем усиливался, учащался и сопровождался намоканием. Встали.
Жираф, Бородач и Товарищ Сидоренков пошли в километровую пешую прогулку до Чернышено договариваться об отъезде. Чернышено встретило нас дождем и пьяными (на местном диалекте - "гудными") аборигенами. И они, и продавщица в магазине, где мы брали "Holsten" (поскольку оный делается в Калуге, то в области недостатка в "импортном" пиве нет) в один голос советовали нам идти к Грише ("У него одного Газель"), и в то же время выражали сомнение, что он нас повезет ("Он владелец магазина, ему деньги не нужны"). Григорий (очень приятный в общении мужчина лет 40) нашелся быстро, был с извинениями разбужен, тут же сказал цену, спросил куда и во сколько подъезжать. Знатоки психологии русского бизнесмена оказались посрамлены. Договорившись на 12:30 бегмя бежим бегом назад, собираться. Собираем мокрые байдарки, мокрые палатки запихиваем в мокрые рюкзаки, сверху кидаем мокрые вещи... Прощаемся с Олегом и Ириной, которые на воде до 8-го, оставляем им кое-какую посуду. Ушли.
В 12:30 первая партия, форсировав несколько не пересохших еще стариц, выходит к дороге, через 20 минут выходят уже все, грузимся к Григорию в Газель - и через полчаса мы уже на станции Думиничи.
Стоимость: частный извозчик - 300 р. за 15 км
Поезд Одесса-Москва, ходивший ранее регулярно сейчас переведен на расписание "только летом, да и то не каждый день". Ждем электричку. Из подъехавшего 131-го ЗиЛа вываливает брянская группа ("спасенные" вчера). Нам наливается водка, тут же подходит электричка, нам помогают закинутся. "Водники друг друга не бросают". Едем в сторону Сухиничей. Там пересаживаемся (всего 40 минут) на некий нигде не указанный полупустой поезд "Чоп-Москва". 4.5 часа - и мы в столице. Выход закончен!
Стоимость: билеты на э/п Думиничи - Сухиничи 100 р. (7 х 13.20); ж/д билеты - ~2000 р. (7 х 230 р).
Резюме
Река Рессета на участке Красное-Чернышено весьма и весьма понравилась. Живописная природа, малая населенность, неплохое течение. Отмечавшиеся в прочих отчетах рыбацкие заколы были встречены в количестве ноль целых ноль десятых. То ли разобраны на зиму и еще не собраны, то ли из-за высокой воды мы их не заметили и прошли над ними. Завалов также не было обнаружено. Мест для стоянок просто уйма - несмотря на огромное количество народу на реке в указанный срок (экипажей 35-40, не меньше), проблем с вставанием на ночевку не было.
Подход немного недешев (если через Судимир + частники), либо не очень удобен (если через Брянск + поезд на Дудоровский), отход поудобнее, но все это компенсируется живописностью, чистотой и приветливостью реки. Очень хочется сходить еще.
Михаил Черный aka Бородач
Писано для сайтов Вольный Странник и Любовь моя - байдарка. Копирование на другие сайты допускается при условии согласования с автором.
P.S. БУДЕМ
РАДЫ УСЛЫШАТЬ ВАШИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ОБ ЭТОМ МАРШРУТЕ.
Пишите: DMITRY PROVOROV |